ISSN 0021-3454 (печатная версия)
ISSN 2500-0381 (онлайн версия)
Меню

4
Содержание
том 67 / Апрель, 2024
СТАТЬЯ

DOI 10.17586/0021-3454-2019-62-10-893-899

УДК 629.7.015.3:531.7

МЕТОД КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ УГЛОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ДАТЧИКОВ ДАВЛЕНИЯ

Максимов А. К.
Научно-исследовательский институт авиационного оборудования ; ведущий инженер


Читать статью полностью 

Аннотация. Представлен метод косвенного измерения аэродинамических углов летательного аппарата с использованием акселерометров и датчиков давления. Особенностью метода является применение измеряемых параметров полета и конструктивных характеристик летательного аппарата для формирования уравнений поиска решения текущих значений углов атаки и скольжения. В качестве конструктивных характеристик используются аэродинамические показатели летательного аппарата и тарировочные характеристики двигательной установки. Формируются уравнения сил в связанной системе координат с последующим проектированием на скоростную систему координат. Решение нелинейного уравнения угла атаки производится методом хорд с получением приближенного корня уравнения с точностью, приемлемой для практического применения. Угол скольжения находится с использованием решения линейного уравнения. Проведено моделирование трех режимов полета, проиллюстрированы итерационные процедуры поиска корня уравнения: набор высоты при взлете, снижение по глиссаде и горизонтальный вираж с креном 30.
Ключевые слова: угол атаки, угол скольжения, измерение, акселерометр, датчик давления, мо-делирование

Список литературы:
  1. Солдаткин В. М. Методы и средства измерения аэродинамических углов летательных аппаратов. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2001. 448 с.
  2. Вялков А. В., Головкин М. А., Ефремов А. А., Сысоев В. В. Многофункциональные приемники воздушных давлений в современной и перспективной авиационной технике // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. М.: Машиностроение, 2018. № 11. С. 140—152.
  3. Петров Б. Н., Студнев Р. Б., Крымов А. Б., Горбатенко В. В., Ершов В. П. Определение углов атаки и скольжения по сигналам акселерометров, установленных на борту летательных аппаратов // Изв. АН СССР. Приборостроение. 1975. Т. 13, № 10. С. 62—67.
  4. Петров Б. Н., Крымов А. Б., Горбатенко В. В., Ершов В. П. Самонастраивающаяся бортовая система определения углов атаки и скольжения // Тр. ЦАГИ. 1975. Вып. 1710. 16 с
  5. Клюев Г. И., Волгин В. В., Мязин Г. Д., Петров С. И. Тенденции развития измерителей аэродинамических углов ЛА // Авиационная промышленность. 1986. № 11. С. 29—30.
  6. Петров С. И., Чирсков М. Я., Клюев Г. И., Мязин Г. Д. Комплексный измеритель истинного угла атаки // Авиационная промышленность. 1986. № 2.
  7. Остославский И. В., Стражева И. В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1969. 500 с.
  8. Мхитарян А. М. Аэродинамика. М.: Машиностроение, 1976. 448 с.
  9. Браславский Д. А., Логунов С. С., Пельпор Д. С. Расчет и конструкция авиационных приборов. М.: Оборонгиз, 1954. 583 с.
  10. Демидович Б. П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. М.: Наука, 1966. 664 с.
  11. Мхитарян А. М., Лазнюк П. С. Максимов В. С. и др. Динамика полета: учебник для авиационных вузов. М.: Машиностроение, 1978. 424 с.
  12. Бехтир П. Т. Аэродинамика самолета Ту-104. М.: Транспорт, 1967. 224 с.
  13. Пат. RU № 2663315 С2 РФ. МПК G01C 23/00. Способ и устройство вычисления текущего значения углов атаки и скольжения летательного аппарата / А. К. Максимов, Н. Г. Щитаев, А. А. Авакян, И. Г. Насенков. 2018. Бюл. № 22.