ISSN 0021-3454 (печатная версия)
ISSN 2500-0381 (онлайн версия)
Меню
Аннотации номера

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

959
Рассматриваются особенности передачи данных в инфокоммуникационных системах, с том числе в разрабатываемых сетях подвижных узлов. Целью работы является решение задачи синхронизации контента между отдельными узлами мобильной сети. Для этого разработана модель доставки контента в сетях подвижных узлов при ограниченных ресурсах. Преимуществом модели является возможность гарантированной передачи данных в чрезвычайных, неблагоприятных или аварийных ситуациях. Отличительными особенностями предложенной модели являются использование технологии активных данных и возможность активного управления планом доставки данных. Использование модели в основе протокола передачи данных между узлами сети позволяет гибко управлять доставкой фрагментов данных, которые требуются узлу-потребителю от узла-источника. Для формализации модели использована теоретико-множест¬венная запись структуры синхронизируемых данных с учетом временных меток условий актуальности таких данных. На основе описания условий синхронизации контента в карте района между отдельными узлами мобильной сети разработана программная симуляция такой сети для оценки возможности снижения трафика между узлами.
965
Проанализированы результаты разработки „эталонных“ программ скоординированного функционирования и модернизации современных корпоративных информационных систем складской подсистемы промышленного предприятия на основе метода локальных сечений В. Г. Болтянского и нечетко-возмож¬ностного подхода. Показано, как с помощью специального модельно-алгоритмического обеспечения можно одновременно учесть как динамику основных пространственно-временных, технологических, технических и организационных ограничений, так и знания экспертов, связанные модернизацией сложного объекта.
972
При автоматизации процессов мониторинга состояния сложных технических объектов (СТО) основой представления знаний являются вычислительные модели (ВМ). Множество принципов и методов построения ВМ чрезвычайно богато, что обусловлено разнообразием как самих СТО, так и решаемых задач мониторинга. Подобные ситуации порождают неопределенность процедуры выбора структуры ВМ, особенно на начальных этапах синтеза интеллектуальных информационных технологий мониторинга состояния СТО. Однако правильному выбору способствует переход от конструкций метрических пространств к конструкциям более общего порядка — топологическим пространствам. Такой подход использован при создании интеллектуальной информационной технологии синтеза ВМ состояния пирометаллургического агрегата большой единичной мощности в сочетании с аппаратом построения нечетко-возможностных моделей. При этом предложен нечетко-возможностный подход, который позволяет описать сложную многофакторную модель СТО с применением семантической сети и полиномиального преобразования НЕ-факторов, суть которого состоит в формализации вербальных знаний эксперта в математическую модель в виде аналитической функции.

ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

982
Решена задача траекторного управления квадрокоптером с неизмеряемыми углами тангажа и крена на основе геометрического подхода. Для решения задачи применены модифицированный расширенный наблюдатель и внутренняя модель. Предложен подход, позволяющий обеспечить движение квадрокоптера в горизонтальной плоскости по траектории, заданной периодической (синусоидальной) функцией или полиномиальной функцией второго порядка. Движение квадрокоптера характеризуется полуглобальной асимптотической сходимостью ошибок слежения к нулю.
993
Решена задача удержания заданного положения надводного судна в условиях действия синусоидальных возмущений с неизвестными параметрами. Предложенный алгоритм управления основан на геометрическом подходе с использованием адаптивной внутренней модели и расширенного наблюдателя. Аналитически доказана ограниченность траекторий системы и их полуглобальная сходимость к сколь угодно малому множеству. Работоспособность алгоритма проиллюстрирована компьютерным моделированием.

НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

1003
Представлен способ нейтрализации выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания в местах настройки, обкатки и регулировки. Приведены результаты экспериментальных исследований, доказывающие эффективность предложенного способа нейтрализации диоксида углерода в выхлопных газах, позволяющего сократить его концентрацию до допустимых значений в замкнутых пространствах. Разработано алгоритмическое и аппаратное обеспечение, обеспечивающее мониторинг величины выбросов основных загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух с выхлопными газами автомобильного транспорта в местах настройки, обкатки и регулировки, что позволило повысить безопасность работы обслуживающего персонала станций технического обслуживания.
1010
Предложен метод ранней диагностики заболеваний органов дыхания. Метод базируется на динамических измерениях параметров дыхания (скорости вдыхаемого и выдыхаемого потоков воздуха, давления или температуры). Такие измерения позволяют регистрировать быстрые колебания, содержащие информацию о самых тонких процессах в органах дыхания. Представлен прототип диагностического устройства на основе разработанного метода.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

1018
В качестве основного объекта исследований выбраны социокиберфизические системы, которые представляют собой сложные взаимосвязанные сетевые структуры, включающие в себя наряду с реально существующими физическими объектами соответствующие информационно-управляющие (кибернетические) системы, решающие в автоматическом (автоматизированном) режиме задачи наблюдения и управления указанными объектами, а также социальные (организационные) структуры, которые определяют целевое предназначение указанных систем и являются основными потребителями результатов их деятельности. Предложены методологические основы проактивного управления данными объектами.

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ в 2021 г.