ISSN 0021-3454 (печатная версия)
ISSN 2500-0381 (онлайн версия)
Меню

9
Содержание
том 63 / Сентябрь, 2020
СТАТЬЯ

DOI 10.17586/0021-3454-2019-62-4-364-371

УДК 681.78+656.25

ПРИМЕНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ДАТЧИКОВ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

Ефанов Д. В.
ПГУПС; кафедра автоматики и телемеханики на железных дорогах


Осадчий Г. В.
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I; ассистент


Хорошев В. В.
Российский университет транспорта (МИИТ), кафедра автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте;


Читать статью полностью 

Аннотация. Исследованы подходы к совершенствованию принципов управления движением на железнодорожном транспорте. Рассмотрены возможности применения оптических сенсоров в составе систем управления движением поездов взамен традиционных рельсовых цепей, функционирующих на основе электрического тока. Предложены способ крепления сенсоров к железнодорожным рельсам, а также принцип организации сети передачи данных от них в систему контроля. Приводится структурная схема системы регистрации параметров движущихся единиц на основе оптических сенсоров. Представлены результаты экспериментальных исследований сенсоров на сортировочной горке Шушары Октябрьской железной дороги. Показано, что оптические сенсоры можно применять не только для позиционирования подвижных единиц, но и для измерения ряда ответственных параметров подвижных единиц. Результаты работы открывают перспективы для перехода к принципиально новому способу управления движением поездов на основе оптических технологий.
Ключевые слова: системы обеспечения движения поездов, железнодорожная автоматика и телемеханика, оптический сенсор, регистрация параметров, электрическая централизация, квантовая централизация

Список литературы:
  1. Гавзов Д. В., Сапожников В. В., Сапожников Вл. В. Методы обеспечения безопасности дискретных систем // Автоматика и телемеханика. 1994. № 8. С. 3—50.
  2. Попов П. А., Королев И. Н., Мыльников П. Д. Основные принципы контроля корректности бортовой системы позиционирования средствами железнодорожной автоматики // Автоматика на транспорте. 2015. Т. 1, № 4. С. 355—366.
  3. Шаманов В. И. Управление процессом модернизации комплексов систем железнодорожной автоматики и телемеханики // Автоматика на транспорте. 2015. Т. 1, № 3. С. 237—250.
  4. Кравцов Ю. А. Электромагнитная совместимость рельсовых цепей и электроподвижного состава с асинхронным тяговым приводом // Автоматика на транспорте. 2015. Т. 1, № 1. С. 7—27.
  5. Антонов А. А., Бакин М. Е. Расчет влияния гармоник тягового тока на рельсовую цепь // Мир транспорта. 2016. Т. 14, № 2. С. 30—36.
  6. Ефанов Д. В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. СПб: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. 171 с.
  7. Сапожников Вл. В., Лыков А. А., Ефанов Д. В. Понятие предотказного состояния // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 12. С. 6—8.
  8. Ефанов Д. В., Богданов Н. А. О достоверности фиксации предотказных состояний в системах непрерывного контроля устройств железнодорожной автоматики и телемеханики // Транспорт: наука, техника, управление. 2012. № 2. С. 27—30.
  9. Гармаш В. Б., Егоров Ф. А., Коломиец Л. Н., Неугодников А. П., Поспелов В. И. Возможности, задачи и перспективы волоконно-оптических измерительных систем в современном приборостроении // Фотон-Экспресс. 2005. № 6. С. 128—140.
  10. Долгий И. Д., Прокопенко С. А. Системы координатного регулирования движения поездов на основе оптических технологий // Автоматика, связь, информатика. 2004. № 7. С. 20—21.
  11. Прокопенко С. А., Куделин С. А. Распределенный контролируемый пункт ДЦ-ЮГ // Автоматика, связь, информатика. 2005. № 10. С. 18—19.
  12. Tam H. Y., Lee T., Ho S. L., Haber T., Graver T., Méndez A. Utilization of Fiber Optic Bragg Grating Sensing Systems for Health Monitoring in Railway Applications. Photonics Research Centre, The Hong Kong Polytechnic University, Hung Hom, Kowloon, Hong Kong SAR, January 2007, 9 p.
  13. Huston D. Structural Sensing, Health Monitoring, and Performance Evaluation. Taylor & Francis Group, 2011. 662 p.
  14. Петров М. Н., Орленко А. И., Спивак Ю. И. Применение волоконно-оптических датчиков при контроле работоспособности подвижного состава на железной дороге // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2012. № 1. С. 52—58.
  15. Сапожников В. В., Сапожников Вл. В., Ефанов Д. В. Применение кодов с суммированием при синтезе систем железнодорожной автоматики и телемеханики на программируемых логических интегральных схемах // Автоматика на транспорте. 2015. Т. 1, № 1. С. 84—107.
  16. Efanov D., Lykov A., Osadchy G. Testing of Relay-Contact Circuits of Railway Signalling and Interlocking // Proc. of 15th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS`2017). Novi Sad, Serbia, 29 September—2 October 2017. P. 242—248. DOI: 10.1109/EWDTS.2017.8110095.
  17. Ефанов Д. В., Лыков А. А., Глух Е. А. Модернизация схемных решений переездной автоматики при организации высокоскоростного сообщения // Транспорт Урала. 2017. № 1. С. 45—51. DOI: 10.20291/1815-9400-2017-1-45-51.
  18. Tam H. Y., Lee T., Ho S. L., Haber T., Graver T., Méndez A. Utilization of fiber optic Bragg grating sensing systems for health monitoring in railway application // 6th Intern. Workshop on Structural Health Monitoring. 11—13 September 2007. P. 1824—1831.
  19. Koshihara M., Nakamura K., Yamasaki N., Saitoh T., Furukawa H. Development of High-performance FBG Sensor Monitor AR4041A/AR4011A. Anritsu Technical Review No. 20. March 2013. P. 67—76.
  20. den Buurman G. A vital instrument in asset management // European railway review. 2005. N 3. P. 80—86.
  21. Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. 200 с. 22. Ефанов Д. В. Интеграция систем непрерывного мониторинга и управления движением на железнодорожном транспорте // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 4. С. 62—65.