ISSN 0021-3454 (печатная версия)
ISSN 2500-0381 (онлайн версия)
Меню

4
Содержание
том 67 / Апрель, 2024
СТАТЬЯ

DOI 10.17586/0021-3454-2020-63-10-921-929

УДК 651.61.052

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ МАГНИТНЫХ КОМПАСОВ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ

Грязин Д. Г.
АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», Санкт-Петербург, 197046, Российская Федерация; Университет ИТМО, Санкт-Петербург, 197101, Российская Федерация; главный метролог – начальник отдела; профессор


Сергачев И. В.
Концерн «ЦНИИ „Электроприбор“», отдел 065; ведущий инженер;


Читать статью полностью 

Аннотация. Разработана математическая модель, описывающая работу картушки судового магнитного компаса. Показано влияние внешних воздействующих факторов на коэффициенты модели. Представлены результаты экспериментального исследования (на образцах трех приборов) влияния низкой температуры и малого значения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли на переходные характеристики и зону застоя картушки магнитного компаса. На основе анализа полученных результатов сделан вывод о том, что уменьшение горизонтальной составляющей вектора магнитного поля Земли существенно ухудшает переходные характеристики магнитного компаса, при этом снижение температуры приводит к увеличению длительности переходного процесса.
Ключевые слова: магнитный компас, динамические характеристики, высокие широты, низкие температуры, малое значение горизонтальной составляющей магнитного поля

Список литературы:
  1. Ву С. Х., Иванов В. Э., Кумков С. И., Нгуен Д. Т. Исследование, изготовление корабельного цифрового магнитного компаса и применение фильтра Калмана для фильтрации зашумленной информации данного компаса // Журнал радиоэлектроники. 2019. № 5. С. 10.
  2. Кардашинский-Брауде Л. А. Повышение динамической устойчивости показаний судовых магнитных компасов при горизонтальных ускорениях.
  3. Ермаков С. В. Математическая модель колебаний чувствительного элемента магнитного компаса при малом отклонении его оси от плоскости компасного меридиана // Матер. VI Междунар. Балтийского морского форума. 2018. С. 17—29.
  4. Andreev A. G., Ermakov V. C., Mafter M. B., Kokorin V. I., Rumyantsev C. V. High latitude trials of modern Russian marine compasses // IEEE/ION Position, location and navigation simposium. 2006. V. 1—3 p. 636. https://research.sfu-kras.ru/publications/publication/777470750-545303440.
  5. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС-74. С изменениями на 01.01.2016.
  6. Правила по оборудованию морских судов. Ч. V. Навигационное оборудование. СПб: Российский морской регистр судоходства, 2016.
  7. Правила штурманской службы № 38. Девиационные работы на кораблях и судах военно-морского флота. М.: Главное управление навигации и океанографии МО РФ, 1994.
  8. Bowditch N. The American Practical Navigator. 1995. Vol. 2. 552 р.
  9. Denne W. Magnetic Compass Deviation and correction. Nautical Publisher, 1979. 65 р.
  10. Pham Van Tan, Van-Suong Nguyen. The method to calculate the deviation coefficients for marine magnetic compass // Intern. J. of Engineering Research and Technology. 2019. Vol. 12, N 11. P. 1941—1944.
  11. Кожухов В. П., Воронов В. В., Григорьев В. В. Магнитные компасы. М.: Транспорт, 1981.
  12. Благовещенский С. Н., Холодилин А. Н. Справочник по статике и динамике корабля. Л.: Судостроение, 1975. Т. 2.
  13. Аккуратов В. На новых трассах. М.: Изд-во Главсевморпути, 1941.
  14. Емельянцев Г. И., Степанов А. П. Интегрированные инерциально-спутниковые системы ориентации и навигации. СПб: Электроприбор, 2016. 393 с.