ISSN 0021-3454 (печатная версия)
ISSN 2500-0381 (онлайн версия)
Меню

2
Содержание
том 67 / Февраль, 2024
СТАТЬЯ

DOI 10.17586/0021-3454-2021-64-7-567-575

УДК 54.07; 54.08; 531.717.35; 621.45.018.2

НОВЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ МАГНИТНЫХ КОМПАСОВ

Грязин Д. Г.
АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», Санкт-Петербург, 197046, Российская Федерация; Университет ИТМО, Санкт-Петербург, 197101, Российская Федерация; главный метролог – начальник отдела; профессор


Гороховский К. С.
АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»; Начальник бюро


Читать статью полностью 

Аннотация. Приводятся результаты разработки средств испытаний магнитных компасов в динамическом режиме. Показано влияние внешних воздействующих факторов на погрешность судового магнитного компаса, обусловленную качкой судна. Предложены результаты разработки двух стендов, имитирующих воздействие качки на картушку магнитного компаса, в том числе в условиях высоких широт. Разработана методика оценивания его динамической погрешности при воздействии, соответствующем реальной качке судна. Особое внимание уделено стенду для оценки эффективности работы системы коррекции магнитных компасов. На основе анализа результатов экспериментальных исследований сделан вывод, что разработанные стенды могут быть использованы для оценки погрешностей любых магнитных компасов.
Ключевые слова: стенды, магнитный компас, погрешность, бортовая качка, высокие широты, малое значение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли

Список литературы:
  1. Правила по оборудованию морских судов. Часть V. Навигационное оборудование. СПб: Российский морской регистр судоходства, 2020. С. 246.
  2. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 „О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года“ [Электронный ресурс]: , 02.02 2021.
  3. Пат. 268890 РФ, МПК G01C 17/30. Способ измерения магнитного курса судна в высоких широтах и его реализация / В. М. Зиненко, Д. Г. Грязин, А.А. Молочников и др. 2019.
  4. Пат. 2623192 РФ, G01С17/28. Способ калибровки электронного магнитного компаса / А. Ю. Каплин, М. Г. Степанов и др. Опубл. 22.06.2017.
  5. Мишенков В. С., Козлов П. Г., Федюк Р. С. Основная составляющая погрешности магнитного компаса // Современная техника и технологии. 2017. № 5 [Электронный ресурс]: , 02.02.2021.
  6. Крылов А. Н. О возмущениях показаний компасов, происходящих на качке корабля на волнении // Избранные труды акад. А. Н. Крылова. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 115—170.
  7. Скворцов М. И. Основы кораблевождения. М.: Военное изд-во МО СССР, 1972. 316 с.
  8. Кожухов В. П., Воронов В. В., Григорьев В. В. Магнитные компасы. М.: Транспорт, 1981. 212 с.
  9. Кардашинский-Брауде Л. А. Современные судовые магнитные компасы. СПб: ЦНИИ „Электроприбор“, 1999. 138 с.
  10. Правила Штурманской службы / ПШС № 38 / Девиационные работы на кораблях и судах военно-морского флота. СПб: ГУНиО МО РФ, 2009.
  11. Рыбалтовский Н. Ю. Магнитно-компасное дело. М.: Гос. изд-во водного транспорта, 1954. 612 с.
  12. Кардашинский-Брауде Л. А. Повышение динамической устойчивости показаний судовых магнитных компасов при горизонтальных ускорениях [Электронный ресурс]: , 23.07.2020.
  13. Ишлинский А. Ю. Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация. М.: Наука, 1976. C. 671.
  14. Пат. 2718691 РФ, G01D 3/00. Способ определения динамической погрешности магнитного компаса, вызванной качкой, и устройство для его реализации / Д. Г. Грязин, К. С. Гороховский. Опубл. 13.04.2020. Бюл. № 11.
  15. Прикладные задачи динамики судов на волнении / Под ред. И. К. Бородая. Л.: Судостроение, 1989. C. 51.
  16. Труб М. С., Грязин Д. Г., Андреев И. Н. Комплексные натурные испытания сейнера-траулера „Дальнереченск“ / ЦНИИ им. А. Н. Крылова // Науч.-техн. сб. „Судостроительная промышленность“. Сер. „Проектирование судов“. 1991. Вып. 18. C. 43—56.