ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОБНАРУЖЕНИЕ АНОМАЛИЙ В ДАННЫХ ИЗ СЕТИ INTERMAGNET ПРИ ПОМОЩИ ГРАФОВОЙ НЕЙРОННОЙ СЕТИ
Коробейников А. Г.
817
Применение современных цифровых информационных технологий, таких как Data Mining, Data Science и Big Data, вызвало экспоненциальный рост объема данных, позволяющих получать новые знания в различных предметных областях на базе предоставленной информации. В связи с этим задачи, связанные с предобработкой, интеллектуальным анализом, визуализацией больших наборов данных, приобрели особую актуальность. С использованием методов интеллектуального анализа Unsupervised learning решается задача обнаружения аномалий (выбросов) в массивах данных, полученных от магнитной обсерватории Lycksele, входящей в международную сеть INTERMAGNET. Поскольку аномалии отражают изменения в геомагнитном поле Земли, их информативность высока, что придает решению этой задачи большую научную и практическую ценность. Аномалии в обозначенных данных достаточно нечасты, поэтому могут быть обнаружены только в большом объеме обрабатываемой информации. Представлены результаты обнаружения аномалий при помощи графовой нейронной сети. В качестве программного инструментария использовалась система MatLab.
ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ
ПОГРЕШНОСТИ КАНАЛОВ СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ИНТЕГРИРОВАННЫМ ФЮЗЕЛЯЖНЫМ ПРИЕМНИКОМ ПОТОКА
Ефремова Е. С., Солдаткин В. В., Солдаткин В. М.
822
Отмечена актуальность задачи пополнения арсенала средств измерения воздушных параметров движения летательных аппаратов (ЛА) относительно окружающей воздушной среды. Эти средства должны характеризоваться простотой конструкции, малыми массой и стоимостью, возможностью применения на малоразмерных и сверхлегких самолетах, пилотируемых, беспилотных и дистанционно пилотируемых ЛА самолетной схемы. Указаны достоинства системы измерения воздушных параметров движения ЛА относительно окружающей среды с одним интегрированным невыступающим фюзеляжным приемником набегающего воздушного потока, с встроенными преобразователями первичных информативных параметров в электрические сигналы и встроенным вычислителем, формирующим выходные цифровые сигналы системы. Отмечена актуальность исследования инструментальных и методических погрешностей каналов системы. Разработаны аналитические модели инструментальных погрешностей каналов системы измерения воздушных параметров движения ЛА с интегрированным фюзеляжным приемником потока, позволяющие исследовать влияние погрешностей функциональных элементов на инструментальную погрешность измерительных каналов системы, проводить выбор элементной базы системы. Получены аналитические модели, проведена оценка методических погрешностей каналов системы измерения воздушных параметров движения ЛА с интегрированным фюзеляжным приемником потока, обусловленных искажением набегающего воздушного потока в месте установки приемника потока при движении ЛА и обтекании фюзеляжа, указано направление снижения методических погрешностей каналов системы.
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНОГО КАСАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОПЫ С ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
Мусалимов В. М., Перепелкина С. Ю., Ерофеев М. А.
831
Представлены результаты исследования процесса взаимодействия стопы с опорной поверхностью при ходьбе в фазах опоры и переката. В основу исследований положены экспериментальные данные сгибания–разгибания–пронации и супинации голеностопного сустава и реакций стопы при ходьбе. Основное внимание уделено анализу поперечной составляющей сил реакции. Установлено, что ударные составляющие сил реакций стопы целесообразно моделировать с помощью обобщенных функций Эрмита, а фазу переката стопы — скручиваемым эластичным армированным цилиндром. Результаты исследования используются при разработке мехатронных ортезов голеностопного сустава, они нацелены на разработку методов оценки и выявления плоскостопия на ранних этапах развития с перспективой построения карт реабилитации.
МОДЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЕ
Ишимов Д. Е., Демидов Н. Н., Седакова Е. Б.
837
Рассмотрены основные схемы трансмиссий современных транспортных средств, проанализирована практика их использования крупными концернами в составе электромобилей. Показаны возможности и преимущества применения трансмиссий с изменяемым передаточным отношением, выделены основные проблемы, оказывающие влияние на эффективность электромобиля в целом. По результатам выполненных расчетов разработаны рекомендации, касающиеся выбора основных параметров трансмиссии электромобиля в зависимости от требований и условий эксплуатации. Составленные рекомендации направлены на повышение коэффициента полезного действия и улучшение тяговых характеристик транспортного средства электромобиля. В среде MatLab Simulink выполнена модельная оценка трансмиссии с нефиксированным передаточным отношением в составе транспортного средства с электрической силовой установкой и проведен анализ возможности применения такой трансмиссии. Предложена методика определения оптимальных параметров трансмиссии на основе разработанной модели транспортного средства в среде Simulink.
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ
АЛГОРИТМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В БЕСПРОВОДНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРАХ
Неструев Д. С., Борзов Д. Б.
844
Описана алгоритмическая структура беспроводного вычислительного кластера, основанная на динамическом распределении ролей между его элементами. В результате проведенного анализа выявлено, что динамическое перераспределение ролей в беспроводном вычислительном кластере во время выполнения задач повышает отказоустойчивость. Предложен алгоритм, который может стать основой для разработки беспроводных кластерных моделей с повышенной отказоустойчивостью. Эффективность алгоритма показана на примере сравнительного анализа. Для непосредственного использования алгоритм необходимо доработать и настроить в соответствии с техническими требованиями.