ISSN 0021-3454 (печатная версия)
ISSN 2500-0381 (онлайн версия)
Меню
Аннотации номера

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

383
Представлены два множества FFG1 и FFG2 последовательностей, подобных последовательностям Гордона—Миллса—Велча (ГМВ) в конечных полях GF(2S) для значений S=2mod4. Множества ГМВ-подобных последовательностей (ГМВ ПП) характеризуются пятиуровневой периодической автокорреляционной и четырехуровневой взаимной корреляционными функциями. Максимальное значение модуля взаимной корреляционной функции Rmax = (2S/2+1–1) данных множеств меньше аналогичного значения для последовательностей Голда — (2S/2+1+1). Мощность множества ГМВ ПП FFG1 равна половине периода последовательностей M1 = (N+1)/2 = 2S/2. Все последовательности этого множества сбалансированы, т.е. их вес равен V = 2S/2. Мощность множества ГМВ ПП FFG2 примерно равна периоду последовательностей M2 = (N+1) = 2S/2. Последовательности множества FFG2 являются несбалансированными, т.е. их вес может принимать четыре значения: V = [2S/2–1(2S/2+1); 2S–1; 2S/2–1(2S/2–1); 2S/2(2S/2–1–1)]. Показано, что формирование множеств ГМВ ПП с этими характеристиками мощности и корреляции возможно только для периодов N = 63, 1023, 16 383, 262 143, для которых существуют ГМВ-последовательности с проверочными полиномами степени 2S.
394
Сформулировано и доказано необходимое и достаточное условие построения циклических корректирующих кодов для композиционных кодовых шкал, при заданных значе¬ниях минимального кодового расстояния и информационной емкости цифровых преобразователей угла.
398
Обоснована перспективность применения одного (интегрированного) многофункционального приемника воздушного давления (ПВД), обеспечивающего восприятие всех параметров набегающего воздушного потока, необходимых для определения высотно-скоростных характеристик движения самолета. Обоснованы требования к погрешностям восприятия воздушного давления, регламентируемым Нормами летной годности самолетов. Рассматриваются причины технологического разброса аэродинамических характеристик каналов восприятия воздушного давления при производстве многофункционального приемника. Для количественной оценки влияния технологического разброса на аэродинамические характеристики многофункционального ПВД и погрешности измерения высотно-скоростных параметров в аэродинамической трубе проведены исследования партии осесимметричных ПВД, изготовленных по одной конструкторской документации, по единой технологии на одном оборудовании и прошедших приемку ОТК по геометрическим параметрам. По результатам исследования на аттестованной аэродинамической установке, прошедшей очередную поверку, определены и построены графики изменения аэродинамических коэффициентов полного (динамического) и статического давления ПВД при скорости воздушного потока 150 км/ч и изменении угла скоса набегающего воздушного потока в диапазоне от 0 до 30°. Полученные результаты создают предпосылки для выявления требований к нормированию характеристик и обеспечению взаимозаменяемости осесимметричных многофункциональных ПВД в аэродинамических системах измерения высотно-скоростных параметров самолета и других объектов авиационной техники.

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ И СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТА Зеневич А. О., Жданович С. В., Новиков Е. В., Матковская Т. А., Коваленко Т. Г.
406
В настоящее время основной средой передачи данных стали волоконно-оптические линии связи, а для мониторинга состояния различных объектов все чаще начинают использоваться волоконно-оптические датчики, чувствительным элементом которых являются участки оптического волокна с макроизгибами. Показана возможность совмещения на базе одного волокна волоконно-оптической линии связи и системы мониторинга состояния объекта. При этом для передачи информации предложено использовать длину волны 1310 нм, а для системы мониторинга состояния объекта — 1490, 1550 и 1625 нм. Предложена экспериментальная установка, обеспечивающая возможность одновременного использования оптического волокна для передачи данных и съема информации с системы мониторинга. Установлены параметры макроизгибов оптического волокна, которые можно использовать в датчиках системы мониторинга. Показано, что макроизгибы с такими параметрами практически не вносят дополнительного ослабления оптического излучения на длине волны 1310 нм. Определено максимальное количество датчиков, которые могут использоваться в системе мониторинга при таких параметрах макроизгибов. Результаты исследований могут найти применение при создании телекоммуникационных систем, совмещенных с системами мониторинга состояния объектов.
413
Представлен колориметрический прибор, определяющий не только уровень соответствия цвета исследуемого образца и эталона, но и обеспечивающий измерение оптических спектров отражения в области длин волн λ = 380—760 нм. Прибор с помощью специального программного обеспечения рассчитывает на основе спектральных данных координаты цвета объекта в интересующей колориметрической системе. Исследованы металлические пластины, покрашенные в белый металлик, серебристый светло-серый, серебристо-зеленый, серебристо-красный, серебристо-черный цвета. Получены спектральные зависимости коэффициента диффузного отражения для каждого исследуемого образца.

НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

420
Несмотря на достаточно давнюю и успешную практику автоматизации методов изготовления полых композитных изделий, необходимо создать систему управления процессом филаментной намотки. Система управления должна учитывать взаимосвязь между геометрическими параметрами создаваемой намотки и параметрами ее напряженного состояния. С целью корректного учета свойств объекта управления разработана модель динамики процессов этого метода при условии изменения массы объекта управления и момента его инерции. Полученные уравнения являются основой для создания системы управления, где в качестве управляющего параметра используются угловая скорость оправки и величина приращения радиуса намотки.
430
Предложена методика определения ориентации платформы стенда полунатурного моделирования угловых движений относительно центра масс наноспутника. Разработанная методика основана на применении стереокамеры, состоящей из инфракрасной камеры и цветной камеры видимого спектрального диапазона. Каждая из таких камер предназначена соответственно для формирования инфракрасных и цветных изображений на обработанных снимках. Работа обеих камер базируется на использовании системы активных оптических маркеров, излучающих в инфракрасном и видимом диапазонах. По снимку, сделанному инфракрасной камерой, определяются центры оптических маркеров с помощью преобразования Хафа. Этим же методом на снимке, полученном цветной камерой, путем оценки фундаментальной матрицы, отфильтровываются посторонние артефакты. После того как цвет маркера с цветного изображения определен, этот признак добавляется к полученным координатам маркеров с инфракрасного изображения. После этого формируется тройка векторов в системе координат платформы стенда и определяется ее ориентация в системе координат инфракрасной камеры. Полунатурное моделирование показало погрешность не выше 0,5°.
443
Показана актуальность использования газостатических опор в подвижных узлах современного измерительного оборудования. Разработана математическая модель газостатической опоры с двойным дросселированием. Модель позволяет анализировать влияние отклонений размеров опоры на ее эксплуатационные характеристики. Даны рекомендации по нормированию точности наружного диаметра опоры, диаметра расположения дросселирующих отверстий и диаметров самих дросселирующих отверстий. Данные рекомендации можно использовать при проектировании подвижных узлов прецизионного измерительного оборудования.
РАСЧЕТ ТРЕЩИН В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ткалич В. Л., Калинкина М. Е., Коробейников А. Г., Пирожникова О. И.
451
Представлен подход к решению задач теории трещин, относящихся к так называемым „экстремальным задачам механики“. Рассмотрена задача „хрупкого разрушения“ для плоского элемента при наличии в нем прямоугольной трещины. Анализ динамики изменения трещины проведен на базе математической модели в частных производных. При расчете были заданы конкретные параметры материала, в частности алюминия, для упругого элемента и нагрузки. Полученные результаты позволили сделать вывод о значимости геометрического расположения упругих элементов в металлических изделиях объектов мониторинга транспортной инфраструктуры.